Мы предлагаем пользоваться простым правилом:
Корпоративную культуру команды определяет ее руководитель.Это правило сработает для большинства команд и отделов. Действительно, через требования к сотрудникам и отношение к ним руководитель транслирует определенную ролевую модель поведения, которую он приветствует. Сотрудники подстраиваются. Возникший набор норм поведения (привычек) формирует культуру в отделе.
Отметим, что:
а) Руководитель определяет модель поведения
бессознательно.
б) Сотрудники занимают роли
бессознательно.
Таким образом получается, что, если руководитель определяет культуру в своей команде, то:
- Генеральный директор определяет культуру в команде директоров (коммерческого, финансового, производства и других).
- Каждый из директоров определяет культуру руководителей в своих подразделениях (это его команда). И он не может транслировать им никакую другую культуру, чем культура гендира.
- Руководители определяют культуру линейных сотрудников.
И получается, что обычно корпоративная культура компании соответствует той культуре, к которой принадлежит первое лицо компании. По-русски эта модель звучит как "Яблочко от яблони недалеко падает" или "от осинки не родятся апельсинки", а научно рассмотрена в известном
законе Конвея.
Конечно, такое правило имеет исключения. Мы считаем, что:
а) При размере компании от 200 человек появятся команды с другим типом культуры. Это связано с тем, что первое лицо компании уже даже не знает всех сотрудников поименно, и его влияние ограничено.
б) Некоторые люди патологически не способны принять светлую/темную культуру. В реальной жизни культура компании будет выглядеть примерно так: