МЕНЕДЖМЕНТ

Управление сложностью

Вас заваливает стратегическими задачами, процессами, проектами и собраниями? Вы не понимаете, что происходит и как из выбраться из этой ямы? Собрания и планерки набили оскомину? Возможно в вашей компании - инфляция сложности.
Собственник собирается сотрудников после работы в среду и заявляет:

“Я тут прочитал новую книгу. Мы всё делаем не так. У меня шестьдесят новых идей. Готов поделиться“.

На следующий день сотрудники бросают все свои старые задачи и с бешеными глазами наперегонки бегут выполнять новые.

Знакомая картина? Многие бизнесы губит не отсутствие идей и действий, а их переизбыток. Большинство компаний пытаются погнаться за всеми зайцами в лесу сразу.

Как определить, что ваша компания не справляется со сложностью?

"Долгосрочные" планы живут меньше месяца
Стратегическая сессия прошла, все воодушевлены и довольны собой. Конечно, такие цель большие поставили! Остался пустяк — реализовать…

Проходит пара недель и оказывается, что помимо стратегических задач появились другие: новые идеи, процессы, новые должности, новые направления. Стратегические планы временно (нет ничего более вечного, чем временное) становятся на паузу, и через месяц про них уже никто ничего не помнит. Вся компания занята текучкой.

На следующей стратегической сессии все повторяется сначала...
Крупные проекты постоянно откладываются на потом
Как только речь заходит о том, чтобы начать реализовывать крупный проект:
а) Ответственный сотрудник ссылается на занятость и обещает взять проект в следующем квартале или следующем году.
б) Проект запускается, но навсегда зависает на стадии первичных согласований и описания проекта.
в) Оказывается, что никто, кроме собственника, в проекте не заинтересован. Собственник также быстро теряет интерес.
г) А даже если проект реализован, то с таким отвратным качеством, что лучше бы уж за него и не брались.
На собраниях присутствует слишком много людей
Эти люди зевают, мешаются и иногда высказывают свое чрезвычайно значимое мнение по тем вопросам, в которых ничего не понимают.
Руководители работают больше 8 часов
Команда руководителей трудится не покладая рук, не успевая сходить в отпуск и туалет. Все нервные и усталые. В компании образуется негласный культ “Быть трудоголиком — хорошо”. При этом результаты компании совсем не впечатляют.
Никто не знает, где и что находится
Количество инструкций, регламентов и задач бьет все пределы, а никакой понятной структуры информации в компании нет.
Процессы запутанные и медленные
Люди стараются в них лишний раз не залазить, чтобы потом не получить по голове. "Технологичные" инновации остаются лежать на полке.
А вдобавок, чрезмерно запутанные рабочие процессы будут приводить к массовым выгораниям, от которых никакие отпуска и психологи не помогут.

Главный принцип управления сложностью

.
Сложность компании должна расти медленнее, чем чистая прибыль
Успешные компании в какой-то момент (это может быть и 30 миллионов рублей годовой выручки, и миллиард) забывают, за счет чего они стали успешными. Вместо инвестиций времени и сил в самое важное компания они начинают симулировать успех за счет внедрения любых попавшихся на глаза методик и идей, не обращая внимания на ограниченные ресурсы и недостаток рабочих рук.

Например, в манифесте компании «Авито» записано: «Готовность к кратному росту без кратного увеличения сложности». Одна из ценностей компании звучит так: «Упрощай. Мы стараемся избегать ненужной сложности, а где сложность неизбежна — прячем ее под капот, не заставляя наших пользователей и коллег с ней работать».

Мы подготовили рекомендации для тех компаний, которые страдают от сложности.
Рекомендация №1. Сократите количество задач у руководителей
Есть заблуждение, что все рабочее время руководителя должно быть занято работой. Нет ничего более разрушительного для компании, чем загруженные на 100% руководители. Они не смогут взглянуть на свой отдел сверху. Они не смогут достаточно отдыхать, а ведь умственная деятельность выматывает.

На самом деле каждый из руководитель должен в течение дня решать небольшое количество важных задач, чтобы двигать компанию к стратегическим целям. Для всего остального есть подчиненные.

Но в обычной компании рабочий день руководителя выглядит примерно так:
Большое количество "пустых" рутинных задач, которые никак не продвинут компанию к достижению стратегических целей. Более того, большинство задач будут повторяться крайне часто, а это дурной знак! Руководитель, который постоянное решает одни и те же задачи, по определению плох, ведь главная задача руководителя - развивать систему и добиваться того, чтобы возникшие один раз проблемы не возникали снова.

На самом деле у руководителей должно быть не более 2-5 запланированных на день задач.

Задачей мы называем такой набор действий, который укладывается в рамки одного рабочего дня.
Всего две задачи, но каждая:
• Требует навыков и опыта руководителя.
• Изменяет и улучшает систему в целом, то есть работает на будущее.

Какой руководитель будет двигать компанию вперед, а какой просто ходит на работу?

Поэтому начните с двух важных задач на день у каждого руководителя, и добейтесь, чтобы каждая из двух задач продвигала компанию в направлении стратегических целей. Почему надо начать с двух?
• Намного проще контролировать по две задачи от каждого руководителя.
• Задачи будут важными и значимыми, потому что руководителю невозможно будет спрятаться за операционкой и рутиной.

Руководители, которые вынуждены планировать меньше, начнут:
а) Исправлять процессы так, чтобы они не требовали ручного участия руководителей.
б) Будут больше делегировать.
в) Сократят количество задач и требований к подчиненным. А это хорошо!
Рекомендация №2. Меньше инструкций
Вспомните, когда вы последний раз читали инструкцию о том, как пользоваться приложением в смартфоне?

Поэтому лучшая инструкция - та, которой нет! Ваши процессы должны сами рассказывать о том, как правильно работать.

Постоянное дорабатывайте процессы так, чтобы не было нужны в инструкциях и регламентах.

К примеру возьмем процесс, при котором менеджер, уходящий в отпуск, должен не забыть уведомить об отпуске бухгалтерию. Есть два варианта развития событий:
а) Написать инструкцию, регламент, обучить текущих менеджеров, каждый раз обучать новых менеджеров, а потом все равно сталкиваться с теми, кто забыл.
б) Запустить процесс в CRM, который будет уведомлять всех нужных лиц автоматически со 100% гарантией.

Простое правило: если вам нужна инструкция, то скорее всего вы просто сделали плохой процесс.
Рекомендация №3. Оставьте одну-две точки входа
Многие компании создают слишком много папок, подпапок, дисков, хранилищ и баз данных. В итоге сотруднику крайне сложно интуитивно ориентироваться в информационном пространстве.

Под точкой входа подразумевается ссылка или место, откуда можно перейти к существующим документам и инструментам. Например, в Битрикс24 левое меню является точкой входа:
Сотруднику будет крайне сложно потерять ссылки из левого меню, и он всегда будет знать, где находится актуальная информация для работы.
Рекомендация №4. Упростите стратегию
Типичная стратегия компании выглядит как презентация с огромным количеством целей, подцелей, задач, идей, пожеланий и напутствий. Никто в компании не сможет сформулировать стратегию на ближайший год, и у двух разных людей будет два разных представления о стратегии.

Не нужно говорить, что это ведет к невозможности достижения стратегии.

Представьте, что у вас есть компас, но и у каждого вашего сотрудника есть компасы, и каждый из них показывает чуть-чуть разное направление. Чем дальше вы идете, тем большее расстояние будет вас разделять.
Мы рекомендуем придерживаться следующих правил:
• Вся стратегия компании должна уменьшаться на одном листе А4.
• У каждого сотрудника на рабочем столе должен быть экземпляр стратегии.
• В случае изменения стратегии все экземпляры обновляются.
Рекомендация №5. Сократите количество совещаний
Много ли совещаний за последнее время действительно были необходимы? Много ли совещаний требовало присутствия больше двух людей?

Вам нужно осознать, что совещания не являются производительным трудом. Например в методологии Бережливого Производства (Lean) совещания являются Waste, то есть потерями, и с ними нещадно борятся.

В идеальной компании совещаний нет. В компаниях, которые стремятся к успеху, тайминги и поводы для совещаний сокращаются, а участников становится меньше.

Сколько времени (совокупно) должны занимать совещания в компании? МЫ рекомендуем следующую метрику:
• Если более 10% рабочего времени ваших сотрудников (около 4х часов в неделю) уходит на планерки и собрания, то вам нужно задуматься о качестве и количестве ваших совещаний.
• Если более 20% времени рабочего времени ваших сотрудников уходит на планерки и собрания (более 8 часов), то следует срочно предпринимать меры. Перестаньте совещаться, начните принимать решения и работать.
Рекомендация №6. Уберите лишние коммуникации
Вася (менеджер) считает что лиды, которые ему присылают, очень низкого качества и не дают нужной конверсии. Вася уверен, что компания теряет на таких лидах деньги. Вася обращается к Диме (маркетологу) и просит его проверить. Дима проверяет, и подтверждает, что поток лидов некачественный. Дима отключает нецелевые лиды.

Мы получаем удобный, простой и понятный процесс.
Но в компании, в которой происходит инфляция сложности, процесс может происходить иначе.
  1. Вася (менеджер) считает, что лиды, которые ему приходят, очень низкого качества и не дают нужной конверсии, чтобы компания зарабатывала на них деньги.
  2. Вася обращается к Коле (РОП). Коля внимательно выслушивает Васю и обещает разобраться.
  3. Коля идет к Валере (аналитику) и просит его выяснить, действительно ли лиды Васи плохого качества.
  4. Валера проверяет лиды и понимает, что с ними все хорошо. Он сообщает Коле, а Коля Васе.
  5. Вася ругается и объясняет, что вообще не те лиды имел ввиду.
  6. Валера обращается напрямую к Васе, чтобы из первых уст понять, про какие кокретно лиды идет речь. Выяснив всю подноготную у Васе, он смотрит статистику - действительно, лиды плохие.
  7. Валера сообщает об этом Коле. Коля идет к Арине (руководитель отдела маркетинга) и просит отключить лиды.
  8. Арина обращается к Диме (маркетолог) и ставит ему задачу, чтобы он отключил плохие лиды.
Знакомо? Такая коммуникационная цепочка может занять несколько дней, а итог один и тот же! А количество и сложность коммуникаций возросла во много раз.

Если коммуникация нужна, чтобы все были в курсе, и не зря же мы руководителей нанимали - избавляйтесь от таких коммуникаций.
Рекомендация №7. Снимите корону
Эта рекомендация крайне схожа с предыдущей, но все-таки рассмотрим её отдельно. Знакомы вам такие фразы?

“Попроси у него прислать документы”
“Спроси, сколько у него продаж на прошлой неделе”
"Узнай у Димы имя Клиента, которому надо отправить документы"
"Запросы и бухгалтерии счет и пришли мне"

Многие руководителя считают, что если они снизойдут до общения с простыми смертными, то их (руководителей) тут же раскулачат. Поэтому такие руководители не готовы делать простые задачи сами.

Это непродуктивно, а вдобавок дает понять вашим подчиненным, что вы неспособный ребенок, который занял свое место по воле случая и пытается теперь играть в босса.

А также такой руководитель теряет связь с реальностью, потому что нигде не опускается на операционный уровень, не разговаривает с людьми, не проходит базовые процессы сам.
Наш совет - перестаньте играть в короля и перестаньте делегировать пустые задачи.
Рекомендация №8. Один проект на руководителя
В случае, если вы хотите получить больший результат, вам нужно ускорять решение задач, а не увеличивать их объем.

Это особенно касается работы с проектами. Руководители, которые ведут больше одного проекта одновременно, скорее всего будут выдавать худшее качество.

К примеру, в компании есть директор по маркетингу, который ведет три проекта:
а) Запускает новый крупный маркетинговый канал.
б) Проводит полный анализ рынка.
в) Нанимает продуктолога.

Три проекта будут мешать друг другу и в итоге конкурировать за время и силы директора по маркетингу. Намного лучше, если директор будет выполнять проекты последовательно:
Сначала запустит и протестирует новый канал. Затем проведет анализ рынка, и переключится на найм продуктолога.

В проектах важно не количество, а качество.
Рекомендация №9. Нарисуйте основные процессы
Если у вас есть устные процессы, которые в голове у двух людей, то скорее всего там два разных процесса.

А еще схематичное изображение процесса помогает сделать его проще и быстрее. И люди, которые рисуют процессы, учатся работать с системой, а не просто жаловаться на людей.